Главная >> Биографии лауреатов >> Десмонд ТУТУ (Tutu)



Десмонд ТУТУ (Tutu)

Лауреаты - Биографии лауреатов

десмонд туту (tutu)

род. 7 октября 1931 г.

Нобелевская премия мира, 1984 г.

Южно-африканский архиепископ Десмонд Мпило Туту родился в Клерксдорпе (провинция Трансвааль), в районе золотых приисков. Его отец, Захария Туту, происходивший из племени банту, преподавал в методической школе. Мать, Алетта, происходила из племени тсвана и была домашней служанкой. Крещенный в методической церкви, Т. затем вслед за родителями перешел в англиканскую церковь. После того как семья переехала в Йоханнесбург, он избрал себе наставником Тревора Хаддлстона, англиканского священника, выступавшего против апартеида.

Окончив среднюю школу в Йоханнесбурге, Т. получил диплом в колледже для банту в Претории, а затем степень бакалавра в Йоханнесбургском университете. С 1954 по 1957 г. Т. преподавал в средней школе. В 1955 г. он женился на Ли Номализо Шенксане, у них родились три дочери и сын.

В 1957 г., после того как правительство ввело дискриминационную систему образования для банту, Т. в знак протеста подал в отставку и решил стать священником. По примеру отца Хаддлстона он вступил в Общину искупления, предусматривавшую ежедневное причастие, регулярные молитвы, уединенное размышление. Опыт углубил его веру. В 1960 г. теологический колледж св. Петра присвоил Т. степень лиценциата теологии, а год спустя Т. был рукоположен в священники по англиканскому обряду.

Смена вероисповедания Т. совпала с серьезными политическими переменами в Южной Африке. В 1910 г. Южно-Африканский Союз был учрежден как конституционная монархия в составе британского Содружества наций. После второй мировой войны Национальная партия, в которой доминировали африканеры, внедрила в государстве систему расовой сегрегации, более известной под названием апартеида. В 50-х гг. дальнейшее ограничение свобод черного населения вызвало взрыв возмущения в стране и критику за рубежом. Под руководством Альберта Лутули Африканский национальный конгресс пытался найти мирное решение конфликта, но в 1960 г. был запрещен. В октябре белое меньшинство на референдуме высказалось за выход из британского Содружества и республиканскую форму правления. 31 мая 1961 г. Южно-Африканский Союз был переименован в Южно-Африканскую Республику.

Т. служил в церкви св. Альбана в Бенони (1960...1961), а затем в церкви св. Филиппа в Олбертоне (1961...1962). Четыре последующих года он учился за границей, получив степень бакалавра по богословию и степень магистра по теологии в Лондонском королевском колледже. Вернувшись в Южную Африку, Т. читал лекции в Федеральной теологической семинарии в 1967...1969 гг. и в Национальном университете Лесото в 1970...1971 гг.

Т. позже вспоминал, что опыт, полученный в Англии, помог ему «самоутвердиться», приобрести уверенность для спора с белыми. В 1972 г. Т. как заместитель директора Фонда теологического образования вновь посетил Англию, потом путешествовал по Африке и Азии. Вернувшись на родину в 1975 г. он был назначен настоятелем Йоханнесбургского собора, а через год – епископом Лесото.

Для Т. религия и политика не разделялись. «Бог выступает в Библии прежде всего как олицетворение политического опыта, средство освобождения рабов от ига», – указывал Т. В 1976 г., когда молодежь Соуэто стала на путь насилия, Т. совместно с негритянским активистом Нхато Мотланой сумел направить ярость толпы в русло мирных демонстраций. Тем не менее жертвами июньских мятежей стали 600 цветных из Соуэто. О возможности вспышек насилия Т. предупреждал в письме премьер-министру Валтасару Форстеру, в результате правительство стало относиться к епископу с подозрением.

В 1978 г. Т. стал генеральным секретарем Южно-африканского совета церквей. Под его руководством организация из 13 млн. христиан, 80% которых были цветными, потребовала от правительства покончить с системой апартеида. Большая часть бюджета Южноафриканского совета шла на помощь цветным, находящимся в заключении, а также их семьям. В 1979 г. Т. открыто критиковал южно-африканское правительство за насильственное переселение цветных жителей из городов в племенные резервации. Находясь в Дании, Т. вызвал раздражение руководителей ЮАР своим выступлением по телевидению, во время которого призвал датское правительство не покупать южноафриканский уголь.

Хотя его паспорт дважды отбирали, что в ЮАР рассматривается как серьезное предупреждение, Т. продолжал призывать к экономическим санкциям против ЮАР. Он также предупреждал правительство о том, что нежелание изменить политику неизбежно приведет к кровопролитию. В ответ на это была создана комиссия Элоффа для изучения финансового положения Южно-африканского совета церквей. В отчете комиссии, опубликованном в феврале 1984 г., критиковалось управление финансами совета и поддержка запрещенного Африканского национального конгресса, комиссия предложила считать призывы к санкциям против ЮАР преступными.

В конце того же года было объявлено о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик отметил: «Премию этого года следует рассматривать как признание мужества и героизма, проявленных черными южно-африканцами, которые мирными средствами борются против апартеида... Комитет хотел бы подчеркнуть, что премия мира есть знак поддержки не только Т. и возглавляемого им Южно-африканского совета церквей, но всех людей и групп Южной Африки, которые завоевали симпатии своей приверженностью к человеческому достоинству, братству и демократии».

В Нобелевской лекции Т. выразил уверенность в том, что «мира нет там, где нет справедливости». «Будем же миротворцами, – говорил Т., – им дана благая доля Всевышним. Если мы хотим мира, станем трудиться во имя справедливости. Превратим же наши мечи в плуги».

В ноябре 1984 г. синод англиканских епископов назначил Т. первым черным епископом Йоханнесбурга, а два года спустя он стал архиепископом. Став епископом, Т. поселился в «черном» предместье Соуэто, вместо того чтобы жить в епископской резиденции, расположенной в белом квартале.

Хотя напряженность в ЮАР не уменьшилась с тех пор, как Т. получил Нобелевскую премию, он продолжал придерживаться умеренной позиции. Его проповедь мирных перемен все чаще попадала под огонь критики радикалов. «Мы боремся не для подавления кого бы то ни было, – терпеливо пояснял Т., – но для всеобщего освобождения».

Т. совершал дальние поездки для расширения экономических санкций против ЮАР; в США он встречался с деловыми и политическими лидерами. В январе 1986 г. выступая в Атланте, Т. предупредил о возможной кампании гражданского неповиновения, если правительство ЮАР не откажется от политики расовой дискриминации. У себя на родине он призывал всех цветных к единству. По мере усиления конфронтации Т. было все труднее совмещать роли умеренного в черной общине и апостола мира в глазах белых.

Во время церемоний 1985 г. в соборе Девы Марии Т. призвал белое меньшинство Южной Африки отнестись с пониманием к цветным. «Дело в том, что мы обычные люди. Мы также любим находиться в обществе жен, мы радуемся, когда дети встречают нас вечером, после работы. Здесь нет ничего сверхъестественного, – говорил Т., – это потребность любого человека. Мы хотим видеть новую Африку, где все мы, черные и белые, могли бы идти навстречу будущему, которое Господь для нас откроет».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Лех Валенса /Лешек Михал Валенса/

News image

Lech Walesa /Leshek Mihal Valensa/ ( 29.09.1943 года [с. Попово]) Польша (Poland) В понедельник первому президенту обновленной Польши, лиде...

Китайский диссидент Лю Сяобо приговорен к 11 годам тюрьмы

News image

Лю Сяобо - один из авторов так называемой Хартии 08 , открытого письма к властям КНР, авторы которого требуют соблюдения в Китае прав человека и пр...

Награда за Косово

News image

Экс-президент Финляндии номинирован на престижную награду за разработку плана, не получившего одобрения ООН и представляющего серьезную угрозу для с...

Юмористические премии мира:

Марк Абрахамс

News image

Математик-прикладник гарвардской выучки и прирожденный юморист Марк Абрахамс писал короткие истории в жанре научной юмористики и страстно жаждал печ...

Премия Дарвина

News image

Премия Дарвина («Darwin Awards») — виртуальная премия, ежегодно присуждаемая лицам, которые наиболее глупым способом умерли или потеряли способность...

Принципы номинирования на Шнобелевскую премию

News image

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ НАГРАЖДЕНИЯ - Шнобелевская премия выдается за «достижения, которые невозможно или не нужно воспроизводить».

Муз премии:

Награда для Джули Эндрюс

News image

Премию Грэмми за пожизненные достижения в музыке получит в этом году знаменитая актриса и певица Д...

В Лондоне вручили музыкальные награды Brit Awards

News image

Альбом Sigh No More группы Mumford And Sons выиграл главную награду Brit Awards В Лондоне в очере...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

News image

Первый Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского состоялся 18 марта 1958 года, но «п...

Кинопремии:

История фестиваля ММКФ

News image

Московский международный кинофестиваль – один из старейших в мире, впервые он состоялся в 1935 год...

Владимир Меньшов: Мне отвратительна игра в другого человека

News image

- Жесточайшая несправедливость, что вас, Владимир Валентинович, не выпустили весной 1981-го в Штат...

Лит-премии:

Гонкуровская премия

News image

Гонку ровская пре мия (фр. Prix Goncourt) — самая престижная литературная премия Франции за лучший...

Премия Мигеля Сервантеса

News image

Премия им. Мигеля Сервантеса (Premio Miguel de Cervantes) награждается ежегодно, чтобы оказать поч...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image