Главная >> Биографии лауреатов >> Фритьоф Нансен (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen)



Фритьоф Нансен (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen)

Лауреаты - Биографии лауреатов

фритьоф нансен (fridtjof wedel-jarlsberg nansen)

Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen; 10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, политический деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Биография

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года неподалеку от Христиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу — преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов — датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Мать происходила из рода графов Ведель-Ярлсберг. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии (в дальнейшем сам иллюстрировал свои книги).

Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 — отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885—1886 гг. работал в университете Пармы у профессора Гольджи и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани (предложил новый метод окрашивания микроскопических препаратов). Докторскую степень получил за 4 дня до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 года

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу — переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Это вызвало бурную полемику в прессе: все предыдущие экспедиции начинались с обжитого западного берега. Кроме того, Нансен лишал себя путей к отступлению. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил датский спонсор — консул Августин Гаммель. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

1. Фритьоф Нансен — начальник экспедиции.

2. Отто Нейман Свердруп — опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.

3. Олаф Дитрихсон — опытный лыжник.

4. Кристиан Кристиансен Трана — северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).

5. Самуэль Йоханнесен Балту — саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».

6. Оле Нильсен Равно — саами по национальности, оленевод и каюр.

Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Первоначально поход намечался от фьорда Аммассалик, но фактически экспедиция стартовала южнее из Умивик-фьорда. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди (на каждого приходилось более 100 кг груза). Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 годах вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 году сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.

Экспедиция на «Фраме» 1893—1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к ещё более смелой и грандиозной экспедиции — в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведёт то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» (англ. «USS Jeannette») под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с неё были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмёрзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 году), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 годах субсидии на строительство судна в 250 тысяч крон, с обязательным условием — экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 год была частью Швеции). Прочие расходы в двести тысяч крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: Оскар Диксон поставил электрооборудование, а барон Эдуард Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма «Кедбери». Производимые ими продукты были включены в рацион питания.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более шестисот человек, в конечном итоге команда включала тринадцать человек:

1. Фритьоф Нансен — начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.

2. Отто Нейман Свердруп — командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 года.

3. Сигурд Скотт-Хансен — помощник командира, старший лейтенант военно-морского флота Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.

4. Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины — врач, ветеринар и ботаник экспедиции.

5. Теодор Клаудиус Якобсен — штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.

6. Антон Амундсен — старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.

7. Адольф Юэлл — провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 года служил штурманом норвежского флота.

8. Ларс Петерссен — второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 года исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия — Петерссон), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители — норвежцы, живущие в Швеции, хотя они были шведами.

9. Фредерик Яльмар Йохансен — кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.

10. Педер Леонар Хендриксен — матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898—1902 годах.

11. Бернар Нурдал — кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского военно-морского флота.

12. Ивар Отто Иргенс Мугстадт — матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.

13. Бернт Бентсен — матрос. С 1890 года служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 году.

До Новой Земли экспедицию сопровождал секретарь Нансена — Оле Кристоферсен.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Планировались две остановки: в Хабарово на Новой Земле, где на борт были приняты 35 западносибирских лаек и в устье реки Оленёк, где Э. Толлем был заготовлен угольный склад и партия ездовых собак. Поскольку мыс Челюскина был пройден только 6 сентября, Нансен решил не делать остановки. Не доходя до Новосибирских островов около ста миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмёрз в паковый лёд. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05' и восточной долготе 101°35'. Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 — 19 мая 1896 года). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893—1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-1896 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени — «Фрам» в Полярном море (1940, 1956, переизд. 2007, 2009).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906—1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920—1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В 1922 году Лигой Наций был назначен первым в истории верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро, которое выдало тысячи паспортов беженцам из России.

В 1922 году Нансен был удостоен Нобелевской премии мира — «За многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным». Большую часть полученной суммы, составлявшей 122 000 крон, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани (Ереване) советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. «Единственное место, — заявил он, — где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным». Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

Свою поездку в Армению Нансен описал в книге «Gjennern Armenia» («По Армении»), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: «Gjennern Kaukasus til Volga» («Через Кавказ на Волгу»). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, и на 1905 г. планировал экспедицию на «Фраме» в Антарктиду, но политическая ситуация вынудила его отказаться от планов. «Фрам» был передан Амундсену.

В 1913 году по предложению английской коммерческой компании, планировавшей заняться освоением природных ресурсов Сибири, Нансен совершил путешествие в Россию. На грузовом пароходе «Коррект», он достиг устья Енисея, а затем поднялся вверх по реке до города Енисейска. Из Енисейска Нансен сухопутным способом добрался до Красноярска, а затем доехал на поезде до Владивостока. На протяжении всего этого путешествия Нансен делал многочисленные заметки о природе Сибири и быте населения, которые впоследствии легли в основу его книги «В страну будущего». На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об оказании помощи экспедиции Г. Я. Седова.

С 1928 года участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В 1938 году Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Личная жизнь

Нансен был с 1890 года женат на Еве Сарс (1868—1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 году, ей посвящёно описание путешествия Нансена (в виде эпиграфа): «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 году у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Ева-лив). После 1898 года у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901—1973) — известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, оккупированных нацистской Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 году, когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 году на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Память

* Почтовая марка Армении, 1996 год

* Памятная монета — 50 долларов — Островов Кука, 1988 год

* Именем Фритьофа Нансена назван лунный кратер.

* Именем Нансена назван остров архипелага Земля Франца-Иосифа, а также остров в Карском море.

* Именем Нансена названы горные вершины в Антарктиде (2 пика), Тянь-Шане и в Канаде.

* Именем Фритьофа Нансена назван тип норвежских военных фрегатов.

* В честь Ф. Нансена названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев — «Медаль Нансена».

* В 1995 году, Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Экспедиция Ф. Нансена» достоинством 50 руб.

* Именем Ф. Нансена названа школа № 1145 в Москве.

* Именем Нансена названы улицы в Москве (в 1964 г.), Норильске, Ростове-на-Дону, Калининграде, Рыбинске, Виннице, Ереване, Нью-Йорке, Манчестере, Белфасте, Софии и других городах.

* В 1922 году Нансен избран почётным членом Моссовета.

* Существует и увековечение памяти Нансена в вымышленных объектах: в книге В. Обручева «Плутония» новооткрытую землю участники русской экспедиции называют именем Нансена.

В 1930 году Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение установить Нансену памятник, но планы не были реализованы. И только спустя 72 года, 18 сентября 2002 года в Большом Лёвшинском переулке, напротив здания Российского Международного Красного Креста был установлен памятник работы народного художника СССР В. Г. Цигаля. Памятник изготовлен на пожертвования от UDI (норвежского Директората по делам иностранцев) и Музея Фрам, Союза армян России и коммерческих фирм. Расходы по установке взяло на себя Правительство Москвы.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Скоро состоится вручений очередной 106-ой по счету Нобелевск

News image

8 октября в Швеции начинается 106-я Нобелевская неделя. Она открывается объявлением имени лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицин...

Китайским властям следует освободить активиста Лю Сяобо - AM

News image

Как заявила сегодня Amnesty International, власти Китая должны немедленно освободить активиста-правозащитника, безуспешно пытавшегося обжаловать в с...

Архиепископ Десмонд Туту объявил об уходе на покой

News image

Южноафриканский архиепископ Десмонд Туту, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года, объявил, что уходит на покой, передает BBC News. Начиная с октя...

Юмористические премии мира:

О премии «Привет, Дуралеи!»

News image

Во всемирной паутине существует множество интернет-премий. В том числе и за глупость. За рубежом уже не первый год выбирают самого глупого человека ...

Пародийная Шнобелевская премия

News image

Шнобелевская премия – международная премия, являющаяся пародией на престижную мировую научную награду – Нобелевскую премию.

Шнобелевская премия - Антинобелевские премии

News image

Шно белевские премии, Игнобелевские премии, Антинобелевские премии (англ. Ig Nobel Prize) — пародия на престижную международную награду — Нобелевску...

профессиональное оборудование для салонов красотыДобро пожаловать в магазин «Косметологическое- оборудование.ру» Косметологическое-оборудование.ру– это интенет-магазин, который позволяет купить косметологическое оборудование покупателям из Москвы и друзих регионов. Косметологическое оборудование для аппаратной косметологии умеет эффективно справляться со многими косметологическими проблемами и заболеваниями, тем самым делая человеческое тело изящнее, красивее и привлекательнее.

Муз премии:

В Лондоне вручили музыкальные награды Brit Awards

News image

Альбом Sigh No More группы Mumford And Sons выиграл главную награду Brit Awards В Лондоне в очере...

Призовой фонд XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского

News image

По результатам конкурса будут вручены 5 премий пианистам, 5 премий скрипачам, 5 премий виолончелис...

Майкл Джексон получит Grammy посмертно

News image

Король поп-музыки Майкл Джексон посмертно представлен к одной из самых престижных в мире наград Gr...

Кинопремии:

ОСКАР — ПРЕМИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ

News image

На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалек...

Американская кинопремия Золотой глобус (Golden Globe). Справка

News image

Историческая драма британского режиссера Тома Хупера Король говорит выдвинута сразу на семь глав...

Лит-премии:

ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР И ПРЕМИЯ ЕГО ИМЕНИ

News image

Государственные награды США — это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, ...

Выдали премию Астрид Линдгрен

News image

Лауреатом международной литературной премии, учрежденной в честь шведской детской писательницы Аст...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image