Главная >> Кинопремии >> Все под Оскаром ходим



Все под Оскаром ходим

Премии мира - Кинопремии

все под  оскаром  ходим

Мы слишком подобострастно относимся к Оскару . Как и весь голливудский кинопоток, Оскар - другая цивилизация, имеющая к нам лишь косвенное отношение. Мы же нагнетаем ажиотаж, азартно обсуждаем шансы той или иной картины. И через полгода тотально их забываем , - уверен обладатель Оскара , председатель российского оскаровского комитета режиссер Владимир Меньшов

- Владимир Валентинович, сейчас, в разгар сезона кинопремий, самое время поговорить об Оскаре . И вообще о наградах: какое значение имеют все эти Ники , Золотые глобусы и Орлы ?

- Что касается Оскара , то, думаю, мы слишком подобострастно к нему относимся. Оскар , как и весь голливудский кинопоток, - другая цивилизация, имеющая к нам лишь косвенное отношение. Мы же нагнетаем ажиотаж, азартно обсуждаем шансы той или иной картины. И через полгода тотально их забываем.

- Все-таки странно слышать это от оскаровского лауреата.

- Нынешний американский кинематограф разительно отличается от того, на котором я воспитывался. Сейчас это скорее шоу, что-то более близкое к эстраде, цирку, нежели к высокому искусству. Число зрительских посещений, касса - все растет, но не покидает ощущение тупиковости, даже гибельности пути, которым идет Голливуд.

- Кино относится к индустрии развлечений, а любая индустрия предусматривает некую усредненность, вал. Все-таки наш зритель возвращается сегодня в кинотеатры благодаря в первую очередь именно американскому кино.

- Радость-то пополам с печалью. Это как наркотик: сначала приятно, а потом не отвыкнешь и не вылечишься. Жалко великих актеров - Николсона, Де Ниро, - вынужденных играть каких-нибудь маловразумительных полицейских и всякий раз напяливать то парик, то очки, чтобы их герои отличались друг от друга. А в паре с ними обязательно должен сниматься негр, но его нельзя называть негром. А еще у них должен быть испаноговорящий коллега. И все уже сводится к тому, у кого выше взлетит взорванная машина, у кого круче компьютерные эффекты и кто больший бюджет освоит. Жахнул 200 миллионов - заработал миллиард.

- Что в этом плохого? Это же производство, технология.

- Да, но и 30 лет назад была технология. Картины стоили несравнимо меньше, но это были великие картины. Не думаю, что мое брюзжание связано с возрастными комплексами. Никто сегодня не может спрогнозировать, вернемся ли мы к тому прежнему кино или роковая черта уже пройдена. Возможно, нишу, в которой кино существовало раньше, займут другие искусства.

- И все-таки у американцев существует целая отлаженная киноиндустрия, в которую органично вписаны и всяческие премии. В России существует множество фестивалей и премий, а индустрии пока нет. Какое место занимают отечественные премии и награды у нас?

- Центральное, главное место. И это несправедливо. В той же Америке картины в преддверии Оскара прокатываются в течение года. Нередко мощный зрительский успех перевешивает даже оценки критиков. Именно так случилось с Властелином колец . А цифры кассовых сборов на наших фильмах так исчезающе малы, что их можно не принимать во внимание. Поэтому единственной возможностью отметиться становится фестивальный приз - потом на обложке видеокассеты можно обозначить, что фильм стал лауреатом. Тенденция нездоровая, поскольку получается, что сообщество кинематографистов само себя аттестует. А оно куда больше склонно к роковым ошибкам, чем сообщество зрителей, мнение которых мы в свое время недооценивали. Есть группа интеллектуалов, берущая на себя право от имени всех судить, что хорошо, а что плохо.

- Но вы же сами входите в жюри фестивалей, имеете непосредственное отношение к распределению Золотых орлов и Ник .

- При всем уважении к этим премиям нужно признать: мы все определяем на глазок, на основании личных симпатий и антипатий, не принимая во внимание такую важнейшую составляющую, как зрительский успех картины. Не хочу никого обидеть, но анкету Золотого орла я получил в этом году за сутки до церемонии. Нужно было срочно поставить плюсы и минусы. Успели ли обработать полученные в последний момент анкеты, сколько из них вообще не дошло до голосования - вопросы, на которые у меня нет ответа. Неплохо было бы ввести ту самую открытость и прозрачность, которую нам обещали при учреждении этой премии. Потому что результаты Золотого орла не внушают доверия - очень уж они напоминают итоги какого-нибудь фестиваля, где жюри, чтобы никого не обидеть, равномерно распределяет награды между всеми претендентами.

На Нике - свои приколы. Не знаю, как сейчас, но прежде возникали серьезные подозрения во вмешательстве руководства премии в корректировку результатов. Процедура сопровождалась чрезмерной секретностью.

- В конце концов любая премия - это ведь тоже сплошная секретность. А уж что касается вашего личного Оскара - секретность вдвойне. Вы ведь о собственном лауреатстве узнали, кажется, по радио.

- Да, и было это 1 апреля. Москва слезам не верит - мой второй фильм, всего второй. Многие осуждали меня уже за выбор сценария: кому, мол, сейчас нужны такие истории? Картина была, как сказали бы сегодня, вне мейнстрима.

- Что было мейнстримом?

- Некое авторское начало, обилие аллюзий, тонких намеков, понятных только посвященным. Неудивительно, что в Москве... многие артисты отказывались сниматься, звезд в картине, кроме Баталова, не было. Группа поначалу в меня не верила. Но уже в процессе работы я обнаружил, что даже черновой материал задевает людей за живое. Директор Мосфильма Николай Трофимович Сизов, вовсе не склонный к сантиментам, вдруг предсказал, что Москва слезам не верит принесет множество наград и море зрительской любви. Первые день-два проката фильм шел обычно, а на третий на него оказалось невозможно купить билет. Четыре месяца фильм не сходил с экрана двух главных московских кинотеатров - России и Октября . Когда я впервые увидел очередь на Пушкинской площади, сначала решил, что попал на митинг диссидентов. Потом - что в магазине дают дефицит. Когда осознал, что люди хотят посмотреть мой фильм, испытал 20 секунд абсолютного, полного счастья.

Но этот успех не был никем санкционирован и потому приравнивался кинематографической публикой к преступлению. Были еще и мировоззренческие расхождения. Сдвинутая на политике часть общества восприняла картину чуть ли не как воспевание советского строя. Получение Оскара стало для этих людей оглушительной пощечиной. А сам я услышал об этом по радио. И случилось это 1 апреля. Я был невыездной. Причем устроило это не КГБ, а коллеги, написавшие два доноса по поводу моего поведения за границей. Картина каталась по миру без меня, а Оскара получал наш атташе по культуре, что было для страны позорно. Противно рассказывать про свои страдания, которые неотличимы от сегодняшних мук, связанных с поиском денег на новую картину. Хотя нынешние, пожалуй, посерьезнее будут.

- Увидели вы свой Оскар только на первой Нике ?

- Да. Он стоял у Ермаша (председатель Госкино СССР. - Итоги ) в кабинете. Очень рад, что выхватил статуэтку на сцене и отнес домой, хотя меня предупредили, что дадут в руки и тут же отберут. Думаю, перестройку этот Оскар вряд ли бы пережил и скорее всего пылился бы сегодня на чьей-нибудь начальнической даче.

- Оскар сыграл в вашей жизни и еще одну роль: вот уже не первый год вы возглавляете российский оскаровский комитет. Как он работает?

- Несколько лет назад мы выдвинули от России фильм Сокурова Молох и получили от Американской киноакадемии цигаркой в харю . Они прислали раздраженное письмо: что же вы предлагаете нам кино про Гитлера - нациста, преступника номер один? Ни черта они не поняли в этой картине! Осталась отметина - стало ясно, что смотреть фильм надо их глазами , поскольку после нас его увидят 5 тысяч американских киноакадемиков. Но, конечно, не это самое главное.

- А что главное?

- Должна появиться картина - яркая, талантливая. Желательно еще, чтобы она была одна.

- Чтобы не возникало ситуации, когда вас только ленивый не упрекнул в том, что вы Кукушке Рогожкина предпочли Дом дураков Кончаловского?

- Именно поэтому желательно, чтобы картина была безоговорочно лучшей. Да еще и в прокате прошла успешно, что в наших условиях очень проблематично. Что ни говори, цифра в 100 миллионов зрителей, посмотревших фильм Москва слезам не верит , действовала на американцев магически.

- Но, скажем, фильмы Гайдая, тоже собиравшего феноменальную кассу, как-то трудно представить себе в оскаровской номинации.

- Совсем по другой причине: гайдаевский юмор все-таки слишком наш , его могут не понять люди с иной ментальностью. Другое дело, что Гайдай не представлялся на фестивалях и не получал наград. Ему даже Нику за заслуги не успели вручить. Для нашей киноэлиты Гайдай слыл примером пошлости и дурного вкуса, и эта чудовищная точка зрения пропагандировалась среди студентов. Поступая во ВГИК, ребята, наизусть знавшие Бриллиантовую руку , стыдились признаться в любви к Гайдаю, Рязанову, Данелии: вдруг обвинят в отсутствии вкуса?

- Как проходят заседания оскаровского комитета? Вы садитесь рядком и вспоминаете снятые за год фильмы?

- Отборочная комиссия выдвигает какое-то количество названий. Половина из них сразу отвергается. В ситуации, когда нет бесспорного лидера, возникают дополнительные факторы: настойчивость лоббистов, политкорректность, международные награды. Два года подряд мы учитывали, что и Дом дураков , и Возвращение имели призы Венецианского фестиваля, а это означало, что западный мир это кино понял и принял. Было бы глупо не обратить на это внимания.

- И все же Возвращение в номинацию не попало.

- Повторю: мы слишком большое значение придаем результатам Оскара . А в них велики элементы случайности, влияние политкорректности. Даже такие авторитетные премии, как Нобелевская, несвободны от ошибок. Но писатели, ученые, не удостоенные этой премии, не стали от этого менее великими. Так и в кино. Возвращение уже столько всего получило, что даже немного страшно за Андрея Звягинцева - ему ведь не помирать ложиться, а вторую картину начинать.

- А чего вы вообще ждете от режиссеров, только-только входящих в большое кино? Сами вы всегда были сторонником жанрового кино. Даже свою студию назвали Жанр . Что сейчас происходит с жанрами? Какие есть, каких не хватает?

- Думаю, не хватает хороших комедий. Их всегда не хватало. Мелодрама вся ушла в телесериалы. Но мелодрама никогда не умрет, а комедия может. Пока здесь никто не заявил о себе, как случилось в конце пятидесятых, когда одновременно пришли три равновеликих, подстегивающих друг друга комедиографа - Гайдай, Рязанов и Данелия. Комедия, особенно эксцентрическая, фарсовая - штучная работа, более трудная, чем производство фильмов-колоссов, где работа режиссера сродни работе военачальника. В комедии никакая команда не заменит режиссерского таланта. Как только он иссякнет, ничего уже не спасет. Так случилось в свое время с Гайдаем, последние фильмы которого были бледной копией его великих комедий.

- Тогда вопрос к Меньшову-режиссеру. В каком жанре вам хочется сделать следующую картину?

- Я действительно что-то начинаю, но проблемы финансирования еще не решены, и мне не хочется раньше времени говорить об этом. Мне интересны все жанры. С огромным удовольствием поработал бы с детективом. Много лет не видел ничего подобного тому, что смотрел в детстве, когда мы не знали еще иностранного слова саспенс и с замиранием сердца смотрели на экран в напряженном ожидании.

- А еще лет 10-15 назад священной коровой был так называемый авторский кинематограф.

- Для меня трагедия, когда из тысячного зала во время сеанса выйдут хотя бы один-три человека. А люди, делающие авторское кино, допускают возможность, что на их гениальных фильмах в зале останется три зрителя. Мой учитель Михаил Ильич Ромм еще на первых лекциях говорил, что драматургия и режиссура сводятся к умению в течение полутора часов удерживать зрителя. Я пришел в кино в очень благополучные времена. На каждого среднестатистического зрителя страны приходилось 19 посещений кинотеатра в год, кинематограф отчислял деньги на медицину и образование, а на каждый вложенный в него рубль давал 10 рублей прибыли. Естественной реакцией интеллигенции стало стремление к чему-то иному - глубокому, философскому, малопонятному. Тон новому кино задал Тарковский.

- Тарковский был гоним, его фильмы подвергались купюрам и ложились на полку. В какой-то степени это тоже работало на популярность авторского кино?

- Конечно. Все перемешалось: диссидентство, эффект запретного плода. Хотя, кстати, многие картины, о которых сегодня пишут, что их не выпускали на экраны, запрещены не были. Да, Андрей Рублев Тарковского вышел не в первой редакции, но фильм Иоселиани Жил певчий дрозд я сам смотрел в кинотеатрах и друзей посылал смотреть. И Агонию долго мурыжили, но в конце концов выпустили. И многие другие картины. Важно было заработать себе репутацию гонимого - ты моментально уходил из-под ударов критики. Если в фильме требовали что-то убрать, сократить, а режиссер делал это не сразу, он становился героем. В семидесятые годы все это стало похоже на сумасшествие, на самоубийство. Уже к восьмидесятым кино перестало приносить доход, выравнялось по затратам и прибыли. Последний взлет проката пришелся на 1981 год, когда почти одновременно вышли Москва слезам не верит , Экипаж и Пираты ХХ века . Чиновники Госкино рапортовали о выполнении двухгодичного плана и решили, что схватили бога за бороду. На самом деле это была агония зрительского кинематографа. Молодые люди поступали на режиссерский факультет и мечтали о славе Тарковского и Антониони. А не Чаплина, Ромма или Пырьева.

- Невеселым получается краткий курс истории отечественного кино последних десятилетий.

- Мы привели кино к этой грани в глупой уверенности, что его расцвету мешают только цензура, начальство. Между тем утратилось само представление о том, что такое зрительское кино. В широком смысле это вопрос мировоззренческий: была утрачена связь с народом. Кино стало столичным, да и в столицах существовало лишь для узкого круга. Но ведь кинематограф по самой природе своей в отличие, скажем, от театра не может существовать вне широкой публики. Так что неверно говорить, будто зрителя отучили от кино американцы. Сначала это сделали мы сами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Архиепископ Десмонд Туту объявил об уходе на покой

News image

Южноафриканский архиепископ Десмонд Туту, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года, объявил, что уходит на покой, передает BBC News. Начиная с октя...

6 августа - Международный день Врачи мира за мир

News image

Врачи мира за предотвращение ядерной войны (ВМПЯВ) или «International Physicians for the Prevention of Nuclear War» — международное движение, зароди...

В честь Альберта Гора назвали вуз

News image

Именем американского политика и общественного деятеля Альберта Гора назвали учебное заведение в штате Калифорния, сообщает The Los Angeel Times. Как...

Юмористические премии мира:

Шнобелевская премия-2010

News image

В Гарвардском университете (Harvard University), США, прошла двадцать первая церемония вручения «Шнобелевской премии» (Ig Nobel prize), присуждаемой...

Шнобелевская премия – самые идиотские изобретения

News image

В университете Гарварда состоялась церемония награждения т.н. Шнобелевской премии – IG Nobel. Ее вручают за самые глупые изобретения и исследовани...

Шнобелевская премия — 2010

News image

Лауреаты Иг-Нобелевской , или как её называют в России – Шнобелевской премии, были наконец оглашены во время традиционной церемонии в Гарвардском ун...

Муз премии:

Грэмми покорили Леди Гага и еще три леди

News image

Поп-певица Леди Гага и кантри-трио Lady Antebellum получили музыкальные премии Грэмми в большинс...

Награда для Джули Эндрюс

News image

Премию Грэмми за пожизненные достижения в музыке получит в этом году знаменитая актриса и певица Д...

В Лондоне вручили музыкальные награды Brit Awards

News image

Альбом Sigh No More группы Mumford And Sons выиграл главную награду Brit Awards В Лондоне в очере...

Кинопремии:

Жюри Золотого глобуса назвало Социальную сеть лучшей драмой года

News image

Фильм Дэвида Финчера Социальная сеть стал лучшей драмой 2010 года по мнению Ассоциации иностранн...

Американская кинопремия Золотой глобус (Golden Globe). Справка

News image

Историческая драма британского режиссера Тома Хупера Король говорит выдвинута сразу на семь глав...

Лит-премии:

Премия для Нобелевского лауреата

News image

Поэт Дерек Уолкотт (Derek Walcott), лауреат Нобелевской премии по литературе 1992 года, получил пр...

Пулицеровская премия

News image

Пулитцеровская премия является американской премией, считаемой самой высокой национальной честью в...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image